Рост производства и экспорта удобрений обеспечил рекорд погрузки

Дата новости: 24/01/2022

Второй год подряд погрузка минеральных и химических удобрений по сети ОАО «РЖД» обновляет исторический максимум. В 2021 году, по данным ОАО «РЖД», объёмы перевозок этой номенклатуры увеличились на 3,6% к уровню 2020 года, когда был установлен предыдущий рекорд. В 2022 году участники рынка ожидают сохранения тренда на рост внутрироссийских перевозок удобрений.

Как сообщили «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», погрузка химических и минеральных удобрений в 2021 году составила 65 млн тонн, это на 3,6% больше по сравнению с 2020 годом (в абсолютных значениях – на 2,3 млн тонн).
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ОАО «РЖД», лидерами по погрузке стали производители Пермского края, Мурманской, Вологодской, Новгородской и Тульской областей. При этом наибольшие объёмы отгрузили в адрес грузополучателей из Новгородской, Саратовской, Ленинградской, Московской областей и Краснодарского края.
Одной из причин роста перевозок удобрений стало увеличение объёмов производства. Исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Максим Кузнецов пояснил «Гудку», что за пять лет объём производства минеральных удобрений вырос примерно на четверть, а потребление – более чем в 1,5 раза. «Железная дорога – традиционно главная логистическая артерия между производителями минеральных удобрений и АПК, соответственно, растут и объёмы перевозок продукции», – уточнил он.
Как отметил директор по логистике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») Андрей Шепель, увеличение объёмов перевозок минеральных удобрений ПАО «ФосАгро» в минувшем году связано с исторически рекордным уровнем общего выпуска готовой продукции – 10,5 млн тонн. «Была проведена реконструкция железнодорожной станции Криолит. Она позволит увеличить грузооборот железнодорожной инфраструктуры Череповецкого комплекса свыше чем на треть, до 16,5 млн тонн в год, – сообщил Андрей Шепель. – Череповецкий производственный комплекс получает выход к двум железнодорожным магистралям – Октябрьской и Северной. На станцию Криолит будут приходить составы с апатитовым концентратом, а отправляться с неё – с минеральными удобрениями в российские порты».
Значительная доля российских удобрений отправлялась на экспорт, в основном в Бразилию, Китай, Швейцарию, США, Финляндию, Литву. По данным ОАО «РЖД», экспортные перевозки этой номенклатуры выросли в 2021 году на 6,6% по сравнению с 2020 годом, достигнув 38,7 млн тонн.
По мнению генерального директора ABC-rail Артура Нурмухамедова, рост объёмов перевозки минеральных удобрений по железной дороге связан с хорошей конъюнктурой товара на внешних рынках.
«В 2021 году мы наблюдали активный рост погрузки минеральных удобрений в адрес морских портов, расположенных на севере и юге страны. Оттуда они направлялись в Индию, Китай, страны Европы. На отечественную продукцию была выгодная цена, к тому же спрос подстегнул ряд остановок на предприятиях – ведущих мировых производителей удобрений, расположенных в КНР и Европе», – подтвердила начальник отдела оперативного маркетинга ПАО «ПГК» Екатерина Агапова.
С декабря 2021 года вывоз удобрений стал квотироваться, распоряжение об этом было выпущено в начале ноября. Как заметил Артур Нурмухамедов, накануне ввода квотирования экспортёры постарались максимально реализовать возможность отгрузки на внешние рынки.
В этом году на прошлогодний темп погрузки удобрений на сети пока не вышли. По итогам 18 дней января среднесуточная погрузка составила 178,6 тыс. тонн, что на 5 тыс. тонн, или 2,7%, ниже уровня 2021 года.
Производители считают, что с учётом тенденции к увеличению применения минеральных удобрений и прогноза по увеличению потребления с 4,7 млн тонн в 2021 году до 8 млн тонн в 2025 году перевозки будут ежегодно расти.
На объёмах погрузки также может сказаться приход на сеть белорусских удобрений. Правительство Литвы аннулировало соглашение о железнодорожном транзите через страну калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий» (годовой объём около 11 млн тонн). Договор станет недействительным с 1 февраля. Екатерина Агапова уточнила, что крупнейшие импортёры белорусских удобрений – Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и Украина.
«У Республики Беларусь нет выхода к морю, чтобы отправить товар, его нужно везти к портам других стран. Этот фактор также может повлиять на отгрузку российской продукции и транспортировку по сети РЖД в целом», – считает Екатерина Агапова.

Мария Абдримова
Источник: Гудок
Вернуться к списку новостей