Версия для печати

План работы РЖД в апреле предполагает сокращение погрузки на 5,1%

Дата новости: 31/03/2020

План работы ОАО "Российские железные дороги" в апреле предполагает погрузку на уровне 3,388 млн тонн в среднем в сутки, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует 101,64 млн тонн в целом за месяц. В апреле 2019 г. на сети РЖД отправлялось 3,57 млн тонн в среднем в сутки. Исходя из этого, в апреле 2020 г. ожидается сокращение погрузки на 5,1%.
Ухудшение динамики погрузки наблюдается с начала 2019 г. К осени она восстановилась после "провала" в весенне-летние месяцы. В октябре еще фиксировался 1%-ный рост (3,532 млн тонн в среднем в сутки), однако сохранения этой тенденции не последовало. На ноябрь план работы монополии был установлен с увеличением погрузки на уровне 0,9-1%. Но по факту она сократилась на 1,7% (до 3,514 млн тонн).
В декабре показатель упал еще сильнее - на 2% (до 3,442 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 2,9%, что окончательно "пошатнуло" и годовые показатели. Изначально "Российские железные дороги" закладывали в свой план работы на 2019 г. рост погрузки не менее чем на 1,5%, видя даже грузовую базу для увеличения на 2%. Но в середине осени компания скорректировала прогноз до "-0,5%", при том, что замедление в последние месяцы года не позволило выполнить и этот план. В результате в 2019 г. погрузка сократилась на 0,9%.
Наверстать отставание компания планировала в течение 2020 г. Фактически на текущий год перешли "недобранные" в 2019 г. 0,4 процентного пункта, прибавившиеся к официальному прогнозу роста на 2,5% - в соответствии с долгосрочной программой развития РЖД. В числе предпосылок к росту погрузки замглавы монополии Алексей Шило выделял, в частности, реализацию национальных проектов.
"Практически любой (из них - ИФ) так или иначе будет связан с перевозкой - что поддержка агропромышленного комплекса, что строительство автомобильных безопасных дорог, что развитие инфраструктуры. Поэтому у нас по большинству номенклатуры на 2020 г. заложен рост, чтобы (выйти - ИФ) на эти 2,9%", - заявлял топ-менеджер.
Между тем, с началом 2020 г. перелома в динамике погрузки так и не произошло. План работы "Российских железных дорог" на январь предполагал уменьшение показателя на 3,3%, но по факту падение оказалось глубже - на 4,9%" (до 3,233 млн тонн в среднем в сутки). В итоге на февраль РЖД сделали еще более консервативный прогноз - со среднесуточной погрузкой в 3,4 млн тонн (с поправкой на один дополнительный день високосного года) - на 4,8% ниже, чем в том же месяце годом ранее. По факту объем отправки сократился на 4% (до 3,428 млн тонн). Тем не менее, на март компания сверстала план на уровне 3,442 млн тонн в среднем в сутки с падением погрузки на 5,8%.
По итогам января-февраля больше всего сократилась отправка каменного угля, черных металлов, кокса, лесных грузов, зерна. Падение погрузки угля "Российские железные дороги", в частности, объясняли теплым осенне-зимним периодом - как в РФ, так и в Европе, что снизило потребность тепловых электростанций в этом топливе. К тому же в ЕС аномально теплая зима резко удешевила поступающий в регион импортный природный газ (на фоне растущей конкуренции со стороны американского СПГ).
Кроме того, Западная Европа продолжает замещать уголь альтернативными (в том числе возобновляемыми) источниками энергии. На этом фоне "остывает" и спрос на российский уголь в КНР. "По нашим оценкам, сегодня Китаю в принципе наш импорт угля, наверное, становится не так интересен", - высказывал свое мнение Шило, комментируя замедление поставок через дальневосточные пограничные переходы.
Снижение спроса в Китае влияет и на "лесной" сегмент, причем как из-за "остывающей" экономики этой страны, так и ряда регуляторных факторов. "Уже достаточно большой объем продуктов переработки леса направлялся из Китая в США. Но в связи с введением заградительных пошлин - порядка 25% - у китайцев отпала необходимость привозить столько древесины из России", - отмечал замглавы монополии. Кроме того, динамику экспорта сдерживает и повышение с 1 января таможенных пошлин на экспорт круглого леса дальневосточных пород вне квоты (с 40% до 60%).
Падение погрузки зерна в начале 2020 г. РЖД связывали с тем, что сельхозпроизводители ждали решения о субсидировании отправок своей продукции. В середине февраля Минюст зарегистрировал соответствующий приказ министерства сельского хозяйства РФ, утверждающий объемы льготных перевозок в 2020 г. из отдельных регионов РФ. Кроме того, по мнению монополии, погрузка зерновых сдерживалась и "ожиданием улучшения ценовой конъюнктуры на мировом рынке".
В сегменте ж/д перевозок черных металлов динамику продолжали определять экспортные поставки, сокращающиеся на фоне ограничительных мер, введенных ранее основными странами-импортерами, в первую очередь США и Евросоюзом. При этом сохраняется и неблагоприятная ценовая конъюнктура мирового рынка в связи с замедлением роста экономик в ключевых странах-потребителях и развития металлопотребляющих отраслей промышленности.
В марте может проявиться и отрицательный внешнеторговый эффект от продления "новогодних каникул" в Китае из-за коронавируса, говорил Шило. Ранее предполагалось что они продлятся с 24 по 29 января, однако в связи с угрозой распространения COVID-19 в стране было объявлено о продлении выходных до 2 февраля, а в нескольких китайских провинциях - до 9 февраля. Но многие компании тогда так и не возобновили работу, опасаясь, что это может привести к возникновению новой волны заболеваемости.
В середине марта генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров заявил, что "с учетом динамики за 2,5 месяца" компания будет пересматривать годовой прогноз погрузки. "Мы считаем, что произойдет снижение как минимум на 1%, готовим разные стресс-сценарии", - сказал он. Без поправки на високосный год по итогам января-февраля 2020 г. погрузка отстает от уровня того же периода 2019 г. на 2,8%. В 2018 г. погрузка выросла на 2,2%.
Служба финансово-экономической информации

Источник: ИНТЕРФАКС
Вернуться к списку новостей